w В чем ошибся Тимур Муцураев? Имел ли место конфликт наиба Байсангура и имама Шамиля на Гунибе? - новости онлайн на On Kavkaz
Среда, 20 сентября 2017
Сделать стартовой


В чем ошибся Тимур Муцураев? Имел ли место конфликт наиба Байсангура и имама Шамиля на Гунибе?

В сети развернулась оживленная дискуссия вокруг кульминационного момента Кавказской войны
В чем ошибся Тимур Муцураев? Имел ли место конфликт наиба Байсангура и имама Шамиля на Гунибе?
Коллаж: On Kavkaz

В эти дни на Кавказе вновь поднялись острые дискуссии по наиболее противоречивым образом оцениваемым сюжетам Кавказской войны. И коснулись они трех народов, бывших основной движущей силой газавата – адыгов, аварцев и чеченцев.

В случае с адыгами, речь идет о скандале, который поднялся в очередной раз вокруг неоднозначно оцениваемой в адыгской среде памятной даты о добровольном вхождении Кабарды в состав России.

Напомним, что власти предлагают взять за основу вхождения Кабарды в состав России факт женитьбы Ивана Грозного на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова в 1561 году. Однако значительная часть кабардинцев утверждает, что выдача князем Идаровым своей дочери за русского царя было всего лишь заключением военно-политического союза.

В своем комментарии порталу «Кавказ.Реалии» кабардинский общественник Ибрагим Яганов отмечает: "Это был равноправный договор о сотрудничестве и взаимопомощи. Как было принято в те времена, договор был закреплен браком. После этого князь Темрюк Идаров, отдавший свою дочь Гошаней за царя Ивана Грозного, неоднократно пользовался услугами своих новоявленных родственников в междоусобной борьбе с кабардинскими князьями".

Кадр из фильма «Иван Грозный» режиссёра Сергея Эйзенштейна

Другой общественник из Кабардино-Балкарии Андзор Ахохов заявляет в своем комментарии цитирующемуся изданию: «Некоторые расценивают женитьбу Грозного как военно-политический союз. Ну, если так, то уж не Кабарды (а уж тем более Черкесии), а лично князя Идарова. И если это считать союзом, то Черкесия в союзе с пол-Европы и Азии".

Другой противоречивый сюжет, вызвавший оживленные споры в эти дни, касается широко распространенной в кавказском сообществе версии о том, что в момент пленения имама Шамиля в 1859 году на Гунибе, его пытался остановить чеченский наиб из Беноя Байсангур.

Причем, согласно распространенной версии, Байсангур был готов пристрелить имама, если он не одумается. Но поскольку имам не повернулся к нему лицом, то Байсангур согласно кодексу чести горца и мусульманина, не посмел стрелять в спину.

И после того, как имам Шамиль все-таки вышел к царским войскам и был взят в плен, Байсангур, как утверждается, прорвал кольцо русских солдат вокруг Гуниба и ушел в Чечню, чтобы продолжать газават.

Отметим, что данная версия событий является излюбленным сюжетом в чеченской среде. Она же была неоднократно воспета бардами двух чеченских компаний – Имам-Пашой Алимсултановым и Тимуром Муцураевым. И через их творчество данная версия стала широко известна всему Кавказу и России.

Однако, в Дагестане всегда высказывали свои сомнения и несогласие с этой версией. Именно этому и был посвящен недавний пост дагестанского историка Патимат Тахнаевой, вокруг которого разгорелась оживленная дискуссия, в основном, между сторонниками чеченской и дагестанской версии описываемых событий.

В чем ошибся Тимур Муцураев? Имел ли место конфликт наиба Байсангура и имама Шамиля на Гунибе?

А связан пост Тахнаевой в Facebook оказался с выходом в свет новой книги, посвященной наибу Байсангуру, в которой воспроизводится чеченская версия о конфликте непокорного наиба и имама Шамиля на Гунибе.

«Сегодня мне разве только ленивый не прислал на WhatsApp или Messenger изображение обложки издания нового "исследования" проф. Дадаева Ю.У. Под таким же названием еще в 1992 г. в Грозном вышла работа историка (в первую чеченскую - бригадного генерала) Далхана Хожаева.

Чуть позже, в 1998 г., в своей большой историко-публицистической работе "Чеченцы в русско-кавказской войне", Далхан Абдулазизович без каких-либо ссылок повторил свои тезисы:

1) «роковой шаг» имама навстречу плену сопровождалось «яростью и проклятием, брошенное вслед искалеченным наибом из Беноя», 2) «после того, как Шамиль сдался в плен, Байсунгур, прорвав окружение, ушел в Чечню» (С. 86, С.232).

Проф. Дадаев Ю.У. в своей работе, научном издании «Наибы и мудиры Шамиля» (Махачкала, 2009), с присущей только ему настойчивостью писать без каких либо ссылок отмечал: «25 августа 1859 г., после того как Шамиль сдался в плен, Байсунгур вырвался со своими друзьями из осажденного Гуниба и ушел в Чечню, в родной Беной» (С.145).

Был ли Байсунгур из Беноя наибом? Возможно. Я точно знаю другое - на Гунибе в августе 1859-го его не было», - пишет Патимат Тахнаева, приводят в завершение своего поста ссылку на свою статью "Страницы военной биографии наиба Байсунгура из Беноя".

В принципе, чеченская версия данной истории, многократно растиражированная в книгах, песенном творчестве и в многочисленных интернет-статьях, звучит следующим образом:

«Байсангур из Беноя в возрасте 51 года он лишился глаза и руки, в возрасте 53 лет пушечным ядром ему оторвал ногу... Когда имам Шамиль увидел Байсангура без глаза, руки и ноги, то он не смог сдержать слёз. В одном из решающих бою в Губине их окружила российская армия численностью около 40 тыс солдат.

Многие воины и наибы сдались или попались в плен, среди них был и сам имам Шамиль. Байсангур отказался сдаваться и со своим отрядом численностью около 100 человек, однорукий, одноногий и одноглазый Байсангур решил прорвать кольцо российских солдат.

Около 30 воинов смогли вырваться из окружённого Гуниба, среди них был и Байсангур. После этого он смог ещё нанести мощное поражение царским войскам… Но потом в одном из сражений конь Байсангура был убит (Байсангура в бою привязывали к коню, чтобы он не упал) и он был взят в плен.

Его привезли в Хасавюрт, чтобы повесить. Когда он стоял, просунув голову через верёвку виселицы, один доброволец вышел из толпы, чтобы выбить из-под его ног опору. Но Байсангур своей единственной ногой нанёс тому удар в лицо и таким образом закончил свою героическую жизнь в возрасте 67 лет, до конца своих дней сражаясь с невиданным мужеством...»

В чем ошибся Тимур Муцураев? Имел ли место конфликт наиба Байсангура и имама Шамиля на Гунибе?

Однако, в уже упоминавшейся выше статье дагестанский историк Патимат Тахнаева последовательно опровергает эту версию. «О тяжелых увечьях мужественного наиба – «одноглазого», «одноногого», «однорукого», авторы, по все видимости, не преувеличивают.

Во всяком случае, мы располагаем свидетельствами о них от двух современников наиба – имама Шамиля и его сына Газимухаммада, записанные в июле-августе 1860 г. А. Руновским. По одному из них упоминается наиб беноевцев «Байсунгур по прозванию «Биргез» (одноглазый, кривой)», по-другому, «важный человек … Байсунгур, отличавшийся знатностью рода и вместе с тем необыкновенным безобразием: рябой, одноглазый, с одной ногой, с одной рукой, искривленной в дугу».

По преданиям, «его привязывали к лошади кожаными ремнями, и не ведающий страха наиб, выхватывая единственной рукой шашку и сверкая единственным глазом, мчался в самую гущу врагов».

Однако, факт присутствия наиба Байсунгура на Гунибе в августе 1859 г. выступает не более чем вымыслом, поскольку широко распространенное предание не находит подтверждения ни в местных, ни в российских источниках (штабной и официальной военной корреспонденции, многочисленных воспоминаниях современников, участников осады и др.)», - пишет Тахнаева.

И дает появлению версии о конфликте Байсангура с Шамилем на Гунибе свое объяснение: «Возможно, этот драматический сюжет получил широкое распространение после издания популярного исторического романа чеченского писателя А.Айдамиров «Долгие ночи» (Грозный, 1972), хотя впервые он был опубликован у П.А. Павленко в «Кавказской повести» (1957 г., журнал «Новый мир»). 

В чем ошибся Тимур Муцураев? Имел ли место конфликт наиба Байсангура и имама Шамиля на Гунибе?

 

Немногим позднее, но без каких-либо ссылок, этот сюжет как исторический факт был введен в научный оборот чеченским историком Долханом Хожаевым в несколько беллетризованном исследовании «Чеченцы в русско-кавказской войне».

По Д. Хожаеву решение имама Шамиля выйти к кн. Барятинскому из осажденного Гуниба, «роковой шаг», сопровождалось «яростью и проклятием, брошенное вслед искалеченным наибом из Беноя».

Другое широко известное предание о том, что «после того, как Шамиль сдался в плен, Байсунгур, прорвав окружение, ушел в Чечню», не выдерживает никакой критики, даже не обращаясь к источникам, если иметь представление о ландшафте Верхнего Гуниба, о расположении на нем аула Гуниба и о том количестве войск, плотно замкнувших его в кольцо».

Судя по остроте дискуссии, развернувшейся вокруг этого сюжета, а также судя по чувствительности данной темы для чеченского и аварского исторического самосознания, мы еще станем свидетелями многих попыток доказать, как первую, так и вторую версию событий того драматического дня 1859 года на Гунибе.

В чем ошибся Тимур Муцураев? Имел ли место конфликт наиба Байсангура и имама Шамиля на Гунибе?

6205
33 комментария
1
Адам
31.08.2017 14:46
Если правда что написано про Байсангура, респект автору. Мертвому и славному Байсангуру не нужна ложь, его героем не сделало свидетельство пленинения.
А сколько ещё навязанной лжи которой верят ??
2
13
31.08.2017 22:01
История очень часто становится пленницей пропаганды, особенно благодаря тем людям которые верят не истории а пропаганде.
3
Адам
01.09.2017 11:57
«Дагестанцы и вайнахи совместно сражались против турок под Дербентом и Шемахой в 1582-1584 гг., отражали набеги иранцев и походы царских воевод в XVII в. Несколько чеченских аулов входили даже в состав многонациональных феодальных княжеств Дагестана, возникали и совместные политические объединения — как, например, Эндерийское княжество, имевшее кумыкско-чеченское население.
Горцы приходили друг другу на помощь в ходе антифеодальных и освободительных движений. Так было в 1605, 1659, 1708, в 1757-1758 гг., 1786- 1791 гг. и в другие годы.»
Это на уровне простых людей, но Дагестаном руководили ханы которые имели династические браки и поддержку с иноземными правителями. Они имели свои школы где учили расширять жизненное пространство за счёт соседей, такой жертвой с их точки зрения были свободные а потому и дикие народы вейнахов.
Шамиль по сути во многом был воспитанником тех же школ, он последовательно пытался уничтожить Чеченские памятники… Есть знаковое предание как Шамиль уничтожил котёл на котором были выбиты все коренные фамилии чеченцев, дабы спутать их с пришельцами, что скорее всего отражает двойственное отношение к Шамилю со стороны чеченцев…
Потому предание о котле как и песни про Байсангура скорее сохранившиеся мнение нахов.
— — Вейнахи были сильны когда существовали жреческие школы, где с малых лет готовили жрецов для каждой отделившийся группы людей, которых сегодня называют обществами, фамилиями.
Сила ингушских жреческих школ против династических школ ханов князей говорит за себя один факт, они хранили дарованную Всевышним свободу, против которых объединился мир через единые религии огромные материальны и человеческие ресурсы.
В 21 веке прогрессивное рабское жульё называет Дагестан Чечню и Ингушетию — ДичЪ!
Нет сомнения что корни этого зланамерения из черных лабиринтах древнего подсознания раба… который тысячу лет убивал свободу в Дагестане а затем в Чечне и Ингушетии.

Так какую свободу декларирует дятел Белковский? загадочный дружок бедного Немцова, который считает что все зло исходит от кавказской свободы Дич!
4
хири
01.09.2017 14:49
Все что говорят про Байсангура это конечно сказки. А то что ингуши не влезли в хамут Шамиля — молодцы. 25 лет бессмысленной бойни, а потом сдаться на условиях противника… — тут гордиться нечем. То что некоторые говорят что они воевали с могучей империей это нелепое утверждение. Никакой войны не было. Для России Дагестан и Чечня были по важности на 50 месте среди всех дел. Главное было открыто сообщение с закавказьем, а остальное не торопило. У России не было возможности и необходимости стягивать крупные военные силы на восточный кавказ, а установить тотальный контроль над такой большой территорией было сложно. Тем более дагестанцы и чеченцы вели исключительно партизанскую войну. В открытых столкновениях даже имея численное превосходство чеченцы и дагестанцы всегда проигрывали. После нескольких таких поражений Шамиль строго запретил входить в открытые боестолкновения с русскими. У дагестанцев только муртазеки имели хорошие боевые навыки, а чеченцы разработали превосходную тактику внезапных нападений, устройства засад и ловушек, в удобных для себя природных условиях, в основном в лесу, когда пользуясь растерянностью русских нападали на них, и бились пока русские не приходили в себя. Также они научились быстро и организованно отступать, прикрывая друг друга, и даже успевая уносить своих убитых. Все это конечно не имеет никакого отношения к воинскому искусству. Единственной воинской силой на кавказе, в то время, способной противостоять в открытом бою регулярным русским частям была адыгская/черкесская конница.Таким образом Россия не воевала с горцами Дагестана и Чечни 25 лет, а постепенно продвигалась шаг за шагом, устанавливая полный, тотальный контроль над всей территорией, что успешно и осуществила.

А свои настоящие боевые и воинские качества горцы кавказа смогли показать уже в составе русской армии, в войнах с самыми сильными армиями мира — в русско-турецкую, русско-японскую и первую мировую войну.
5
Лорд
02.09.2017 05:13
диванных экспердов привалило…
6
Umri_007
02.09.2017 07:14
Совершенно с тобой согласен про экспердов)))
7
саид
02.09.2017 18:25
)) аплодирую, отменный демагог.."«настоящие воинские качества в составе русской армии».Обьясню твою мысль, 18 -19 вв славные потомки алан не имели никакой жизненной позиции, им было все равно что творится с их славной аланией и только в имперском обозе вы нашли свою нишу. Все закономерно, тебе про Байсангура все сказка, как другим -осетинская аланская сказка. Да, кавказские народы возможно плохо воевали, но говорить про это, только не вам, которые не сделали не один выстрел за кавказ ( даже камушек не бросили)
8
Адам
02.09.2017 19:52
Нет почему Хири в чем то прав! осетины служили имаму Шамилю и возможно лучше других его знали. Один брат Муса Кундухов царский генерал, другой наиб Шамиля Хасбулат у орстхой.??
Затем война кончается Муса Кундухов становится правителем Чечни, и самые одиозные наибы Шамиля переходят на службу к генералу. А затем эти самые наибы агитировали переселится в Турцию, сегодня они все турки.

Осетины в армии Шамиля

Кундухов Хаджи Хамурза — осетинский алдар (князь), брат Мусы Кундухова, ушел к Шамилю в в 1843 г. По словам брата, он считал эту войну священным долгом каждого кавказца. Погиб в бою с царскими войсками в 1844 году.

Кундухов Хасбулат — осетинский алдар (князь), брат Мусы Кундухова (всего в семье было 5 братьев: Хаджи Хамурза, Хасбулат, Идрис, Муса и Афако). Уходит к Шамилю в 1851 году. В 1854 г. упоминается как наиб Хасбулат Арштинский, посетивший в том же году ряд мусульманских районов Осетии и призывавший их к восстанию. Под видом нищего он прошел через Салугардон и Алагир и добрался до Дигории, где посетил алдара Бахти Кубатиева. Он заручился поддержкой, что в случае необходимости мусульмане Дигории выступят на стороне имама. В планы поддержки Шамиля были также посвящены баделята (князья) Абисаловы, Тугановы, Карабугаевы и члены рода Кубатиевых. Позднее эмигрировал в Турцию, где и был похоронен в Эрзеруме, в мечети Норманлы джами.

Дударов Карасе — осетинский алдар (князь), сын Инала, владалец аула Иналово. В 1857 году ушел к Шамилю.

Дударов Кази-Магомет- осетинский алдар (князь) в апреле 1846 г. перешел на сторону Шамиля, наиб в Галашках.

Такаев Цыппу (Таки Чопа) — осетин, выходец из с. Фаллагкау. Предводитель гудских абреков. Возглавлял отряд осетинских абреков, служивших у имама Шамиля".
9
саид
02.09.2017 20:29
Не" правителем Чечни" а начальником военно -осетинского и чеченского округов.
10
Адам
02.09.2017 20:52
Причём тут названия, при коммунистах правителей вообще называли Первый секретарь обкома?! к примеру Кундухов главным в Урусмартане назначил известного наиба Шамиля Саадуллу
11
хири
03.09.2017 12:01
Непонятно только причем здесь аланы. То что осетины это аланы первым сказал в конце 18 века польский ученый Ян Потоцкий. Так что осетины ничего не придумывали.

<<Да, кавказские народы возможно плохо воевали, но говорить про это, только не вам, которые не сделали не один выстрел за кавказ ( даже камушек не бросили)>>

Никто и никогда за кавказ не воевал. Каждый воевал за свои личные (даже не национальные) интересы. В том числе и те чеченцы которые вместе с русскими воевали против своих же чеченцев. Знающие люди говорят что среди сегодняшних чеченцев нет потомков тех кто тогда воевал с Россией. Все те кто тогда воевали с Россией они или были убиты, а остальные выселились в Турцию. Сегодняшние чеченцы живущие в России это потомки мирных чеченцев, которые спокойно себе тогда жили, торговали с русскими, в то время как другие чеченцы воевали. Или это потомки тех чеченцев кто были явными союзниками России и воевали вместе с русскими против непокорных чеченцев.
Надо знать правду.

Что касается того воевали или нет осетины с русскими то если даже такие как ваш Хасиев проявляют полное невежество в таких вопросах то что говорить о других.
12
саид
03.09.2017 21:20
Если развалится эрефия, то через некоторое время, обязательно, вы станете ( если вам позволят конечно) великоросами, причем не моргнув глазом. Так же, вы и другие стараетесь стать аланами… До чего же вы не разумные или лживые???? Любое государство того времени, которое имело (контролировало) территорию от 100 до 500 тыс.км2 не могло быть мононациональным государством. И никогда ни в какие времена другие народы не согласятся с аланством осетин или ингушей, балкарцев, карачаевцев, аварцев в отдельности от тех народов которые имели отношение к этому государству…
13
саид
03.09.2017 22:08
Еще, наверно, знающие люди говорят что среди сегодняшних чеченцев нет потомков тех кто противостоял в 90 ых?)))))))). Смотри, историк, какие бы чеченцы небыли у них прослеживается определенный характер, нрав, образ жизни. они постоянны в этом. У русских постоянный образ жизни (войны справедливые, не справедливые, мордование своего народа) А что у вас от своих великих предков или они вот так жили как вы сегодня живете и владели большим государством и никто их не тревожил??? Но извини, если их тревожили, то они их на борцовский ковер вызывали?
14
Chechen
02.09.2017 08:13
[......] сьули какие доказательства надо? сюли установили памятники в ахульго где якобы имамо прыгнул 20 метров))))))) вам что видеосъемку показать в Гунибе как Байсангур там был?
15
Лорд
02.09.2017 13:20
Какие доказательства есть у тебя? типа измышлений бывшего водителя, ставшего истрориком? Или ты думаешь подлые сюли замолчали присутствие Байсангура в Гунибе? Нуждается ли Байсангур в том что бы ему приписывали того что не было, его потомками?
16
муса
02.09.2017 16:44
17
Адам
03.09.2017 12:38
Щас Хири взял лишку! За Кавказ воевали как не за один в мире край! Да так воевали что мы не знаем своей элементарной истории, не знаем этого Шамиля, к которому проявили несвойственную милость…
— Вначале с Россией за Северный Кавказ воевали те кто считал себя хозяином, такими хозяевами были князья и ханы, которые жили в относительном мире заключив между собой династические браки. Царизм понял и перекупил князей, в остатке остался народ которого на войну завели как двигатель и дурики князья которые непоняли моду. Затем появляется Шамиль и объединяет заведённых на войну людей которые посчитали что князья их кинули. Шамиль объединяет людей религией также как во всем мире, которая говорит понятными лозунгами о справедливости и равноправии. Именно новая религия которая наступала со стороны Дагестана вначале разъединила вейнахов. Сначала её использовали против нахов князья а потом имамы.
Что самое удивительное против горцев Галанчоажского района которые воевали с Шамилем, после войны воевал Кундухов царский генерал в отряде которого были бывшие наибы Шамиля и чеченцы с плоскости. Этот район Родина чеченцев был всегда закрытым и при советах и после.
— —

Ингуши как народ не могли участвовать в религиозной войне Шамиля, поскольку не были мусульманами.

При всей непростой ситуации, отметим что ингушский народ сохранился благодаря приходу России на Кавказ. Больше того считаю, что русские и тюрки как потомки алан, ближе вейнахам чем многие наши Кавказские соседние народы. Не случайно наши языки, по мнению чеченского лингвиста ближе к индоевропейским языкам чем дагестанскому и адыго-абхазкому.
Считаю показательным и знаковым отношение представителей депутатов к закону о репрессированных народов, в 1991 году, когда депутаты были относительно свободны от центральной власти, так вот закон поддержали только вышеупомянутые наши союзники. Против закона о реабилитации репрессированного народа выступили осетинские, дагестанские, адыгские депутаты, если не ошибаюсь в том числе был и один чеченский депутат.

политический  союз с Россией ингуши выбрали осознанно и  добровольно, так как кочевники новыми волнами приходили на Кавказ ингуши противясь ассимиляции,  вынужденно  отступали, теряли территорию проживания, на плоскости к западу.
В момент прихода на Кавказ России, свободных нахов загнали в горы, полукочевые  кабардинские князья в союзе с ханами ногайцев, калмыков. Ингуши обменяли свободу на безопасность, так как рисковали остаться в полном одиночестве, к сожалению подобные риски на Кавказе сохраняются, на всенародном референдуме 1991 года ингуши подтвердили, пожелание предков.
Надо отметить что Элита последних полукочевников быстрее адаптировалась в царской административной коррумпированной системе, больше того некоторые кочевые осколки, не оставляет попыток эволюционировать,  стать  наследниками  истории и земель Кавказа, которым позволяют создать псевдонаучные теории происхождение, искажая Кавказский язык, тысячелетние топонимы, религию, поощряя политическими и материальными дивидендами.  "
   

18
Саид
04.09.2017 12:30
Чеченец был против товввв, ну и братья коварные)))))))))) А если Хасбулатов был бы против?
19
Адам
04.09.2017 12:34
от тебя ардабоном за версту
20
Саид
04.09.2017 17:36
Арбадон-барбадон не знаю, но лживые и коварные люди никогда ничего серьезного не добивались и вы не исключение.
21
Гухо
17.09.2017 10:12
Почитайте Саид на досуге, и Вы поймёте что не всё так однозначно.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Руслан Хасбулатов: Мы бы эту (чеченскую) проблему решили
Август 30, 2016
Россия — Руслан Хасбулатов. Председатель Верховного Совета РФ в 1990-1993 годах. Сентябрь, 24, 2013.
Россия — Руслан Хасбулатов. Председатель Верховного Совета РФ в 1990-1993 годах. Сентябрь, 24, 2013.
Поделиться
Print
1 декабря 1994 года, через две недели неудавшегося марша на Грозный чеченской антидудаевской оппозиции, российские вооруженные силы уже вполне официально начали полномасштабную войну на территории, которую в Москве считали своей, а в Грозном — своей. 27 декабря войска приступили к печально известному «новогоднему» штурму Грозного.
На исходе XX века город с почти полумиллионным населением начал превращаться в Сталинград. Тогда еще никто не знал, что этот штурм — не последний, что будет контратака чеченцев в августе 1996-го и еще один страшный многодневный зимний штурм в 1999 — 2000. Никто не знал, сколько жертв, сил и времени потребуется, чтобы Чечня официально признала себя частью России, сколько труда и денег надо будет вложить в восстановление, которое до сих пор кажется тонким слоем свежей штукатурки на исковерканном снарядами остове многолетнего конфликта.

Сейчас уже мало кто помнит, как огромные митинги заполняли площади, как рушился Советский Союз, а новые руководители России пытались перехватить неработающие рычаги управления, как судьба страны и ее регионов оказывалась в зависимости от личных отношений отдельных людей. О том, как начиналась и шла война в Чечне, обозревателю газеты «Время новостей» Ивану СУХОВУ рассказал председатель Верховного Совета РСФСР в 1991 — 1993 годах, глава миротворческой миссии в Чечне в августе — декабре 1994 года Руслан ХАСБУЛАТОВ.

Редакция «Времени новостей» подчеркивает, что ее позиция может не совпадать с точкой зрения собеседника.

«Цепь глупейших действий»

— Руслан Имранович, можно ли было избежать начала трагических событий в декабре 1994 года?

— Не 1994 год стал началом трагических событий, а октябрь 1993-го, расстрел российского парламента. Если бы не было расстрела парламента, смешно было думать, что я позволил бы начать эту войну. Мы бы эту проблему решили.

К тому моменту Дудаев уже ослабел, абсолютное большинство населения Чечни терпеть его не могло. Можно было избежать войны двумя способами: дать завершить миротворческую работу нашей группы либо ограничиться точечными ударами.

В обоих случаях режим Дудаева мог быть ликвидирован. Многие говорят, что надо было Дудаеву встретиться с Ельциным, переговорить, принять какое-то решение. Ельцин правильно сделал, что не встречался. О чем было говорить?

— О статусе Чечни? — Да какой там статус? Там банда была! В 1996 году дали статус, и что из этого получилось? Я встречался с Дудаевым один раз и для себя сделал вывод, что это ненормальный человек. Целый час я с ним беседовал, и он мне ни разу в глаза не посмотрел. Я спросил: Джохар, ты чего мне в глаза не смотришь?

Только тогда он посмотрел — и тут же увел взгляд. — Правда ли, что первая попытка ввода войск в Чечню была предпринята еще в 1991 году?

— Да, это было на ноябрьские праздники в 1991-м. Тогда это неудачно получилось. Операцию разработал Руцкой. Но тогда еще существовал Советский Союз, Горбачев отказался дать армию. После этой неудачной попытки Дудаев немножко укрепился, сделав вид, что якобы кого-то победил. Никого он не победил, просто глупость совершили федеральные власти.

— Победил — вы имеете в виду выборы президента Чечни? — Никаких выборов не было, российский съезд народных депутатов четко это зафиксировал и признал незаконным режим Дудаева. Была какая-то игра в избирательную кампанию. Но некоторые московские «демократы» тогдашней волны пытались из Дудаева сделать какого-то героя, в печати его называли «последним воином империи», всячески пытались восхвалять эту сомнительную личность. Дудаев создал банды, которые начали войну с населением. Многие говорят: он изгнал русских. Но он изгнал прежде всего и чеченцев, и ингушей. Дудаев начал наступление на чеченскую интеллигенцию, отторг Ингушетию, никого не спрашивая.

Осенью 1991 года была якобы издана конституция Чеченской республики, в которой уже не было Ингушетии. Ингуши остались без правительства, без органов власти, без всего. После чего Верховный Совет уже был вынужден поддержать изменения в конституции России и признал необходимость создания Ингушской республики. Мошенник Дудаев фактически выкинул ингушей из состава республики.

Так что ситуация была очень сложная. Но в тот момент еще не такая уж трагическая: в обществе не было раздражительности, озлобления, крайних взглядов. Большинство народа видело в Дудаеве авантюриста, который пришел сеять смуту, и пришел ненадолго. Народ имел огромный исторический опыт, знал, что нельзя шутить с властью. Во время сталинской депортации 1944 года погибли 60% населения.

Люди были очень осторожны, массовой поддержки у Дудаева не было. До сих пор говорят: Чечня восстала против России. Это абсолютно неправда. Но цепь глупейших действий привела к тому, что у Дудаева образовалась определенная социальная база, которой изначально не было.

— Какие это действия? — Например, необдуманное введение чрезвычайного положения. Где-то 200 десантников выбросили на Ханкале (военная база и аэродром под Грозным, ныне главная база федеральной группировки в Чечне — Ред.), без оружия. Оружие, якобы, в Моздоке (крупная военная база в Северной Осетии — Ред.) Мне сотни людей со смехом рассказывали: когда высадили десантников, Дудаеву об этом сообщили, и он сбежал из Грозного. Подумал, что это что-то серьезное, что его возьмут за шиворот и привезут в Москву. Его не было в Грозном 4 часа. Деревенские ребятишки подошли к военным, за ними другие приблизились, смотрят — а военные без оружия. А уже холодно. И тут же начали шашлыки жарить, вино принесли, стали чуть ли не брататься.

— То есть там не было агрессивной толпы? — Абсолютно нет. Народ и солдаты там начали шутить, рассказывать друг другу веселые байки. Никакой агрессии, никто никого не избивал. Наконец до сведения Дудаева дошло, что угрозы нет. Только тогда он вернулся и пригнал своих моджахедов, они примчались на машинах и попытались конфликтовать. Солдаты говорят: оружия у нас нет, нам никто не приказывал стрелять, сказали, что мы на месте получим указания… А дудаевцы преподнесли это как свою «великую победу над империей». По телевизору показали, как героический Джохар Дудаев победил русский десант. Все это превратилось в вакханалию, в дешевую игру, которую, увы, подхватили и в Москве. А какой там десант? Ни одного выстрела не было, о наступлении на Грозный этот батальон солдат и не помышлял.

— Но ведь и это не самое начало. Ведь после событий в Москве в августе 1991 года было еще последнее заседание Верховного совета Чечено-Ингушетии, и вы были среди федеральных политиков, которые тогда ездили в Грозный.

Как получилось, что федеральные власти низложили законное правительство Доку Завгаева?

— Там все было совершенно не так. Я не был на последнем заседании верховного совета Чечено-Ингушетии, я был с визитом в Японии, по поручению Ельцина передавал ноту о том, что мы не собираемся уступать Курильские острова.

Я уже знал кое-какие новости из Грозного, мне сообщал российский посол. Когда я вернулся, Ельцин сказал: «Руслан Имранович, у вас на родине произошли очень серьезные события — верховный совет республики разогнан, власть захвачена дудаевцами». Он, Ельцин, направил туда авторитетную комиссию. До этого там просто шли митинги. Вся конфронтация возникла в связи с ГКЧП. Местные партийные власти поддержали ГКЧП, а этим ловко воспользовался Дудаев и его экстремисты, которые знали, насколько популярны в республике Хасбулатов и Ельцин. Они стали говорить: «Долой верховный совет, который поддержал ГКЧП». Я звонил в Грозный, говорил: смените руководство верховного совета.

Если этим ограничиться, дело не дойдет до эскалации. Но они категорически отказались. В это время я как раз улетел в Японию. Тогда и произошел разгон верховного совета Чечено-Ингушетии.

— А было на кого менять руководство? — Мы с Ельциным планировали Саламбека Хаджиева, союзного депутата, авторитетного в республике человека (с 1989 года депутат Верховного Совета СССР, в 1991 году — министр нефтехимической промышленности СССР — Ред.). С этой целью мы поручили выехать в республику заместителю премьера Гребешевой (Инга Гребешева, в июле — декабре 1991 года зампредседателя правительства РСФСР — Ред.) и депутату Аслаханову (Асламбек Аслаханов, в 1991 году депутат Верховного совета России, председатель комитета по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью — Ред.) Они прибыли и предложили избрать Хаджиева, но верховный совет республики отказался сделать такую ротацию.

«Вы не лектор, генерал» — Завгаева нельзя было оставить у власти? — К сожалению, растущее число демонстрантов заняло по отношению к нему непримиримую позицию, и с этим приходилось считаться. С толпой разве можно спорить? Ее можно либо усмирить силовыми методами, либо кинуть ей кость.

Страсти накалялись, это было фактически накануне распада СССР. В какой-то момент все почему-то зациклились на этой курильской проблеме. Ельцин, с которым у меня тогда были прекрасные отношения, направил меня в Японию.

А когда я прилетел в Москву, Борис Николаевич рассказал, что происходит в Грозном, и сказал, что уже направил туда бригаду во главе с Бурбулисом (Геннадий Бурбулис, в 1991 году — государственный секретарь России — Ред.), куда вошли Полторанин (Михаил Полторанин, в 1991 году — министр печати и информации России — Ред.), замгенпрокурора, парламентарии, замминистра внутренних дел. Когда они прибыли в Грозный, Верховный совет уже разогнали, и был уже выброшен из окна мэр Грозного (Юрий Куценко — возможно, первый или один из первых убитых в чеченском конфликте — Ред.) — кстати, очень хороший парень, которого я хорошо знал. Верховный совет выгнали из здания, он переместился в Дом политпросвещения, но его тоже захватили, и как раз там произошло убийство градоначальника. События развивались быстро, и Ельцин среагировал достаточно оперативно. Когда я приехал, там уже 4 дня была большая группа высоких должностных лиц. Ельцин отпустил меня только на пару дней — вы знаете, какая была ситуация: Союз распадается, каждый день провозглашают суверенитеты наши республики — не только национальные автономии, но и Дальневосточная, и Уральская, и даже Петербургская. Экономическая ситуация тяжелейшая. А самое главное — правительства не было: Ельцин перед ГКЧП отправил правительство России в отставку, союзного правительства тоже нет. Единственный действующий орган — сам президент России и президиум Верховного совета, который фактически и управлял страной. Ельцин дал мне двое суток, найти общий язык со всеми, наметить им ориентиры и вернуться.

Я приехал в Грозный, мы начали советоваться со всеми. Толпа стояла, но обстановка была еще мирная. Когда я приехал, все вздохнули с облегчением: сейчас Хасбулатов найдет выход. Они же знали, что мы с Ельциным тесно сотрудничаем, что мы единомышленники. Тут же ко мне бросились все лидеры неформальных объединений, и со всеми мы договорились о некоем механизме разрешения конфликта.

— Но с Завгаевым вы не встречались? — Его не было. Я просил его найти, но Полторанин и Бурбулис сказали, что ищут его уже 4 дня и не могут найти. Он то ли был в Москве, то ли где-то еще. Может быть, был напуган — его можно понять: человеку пришлось столкнуться со сложной ситуацией, да еще соратника убили… И вот у нас возникла идея: коль скоро верховный совет разогнали, восстановить его даже при моей помощи — уже несерьезно. Раз так, надо идти на перевыборы — на законных основаниях, через соответствующее решение Верховного Совета России. А из состава разогнанного верховного совета избрать представительную комиссию, какую они считают нужным, чтобы готовила выборы. Я попросил: дайте мне возможность собрать этот верховный совет. Все согласились, но с условием: если мы соберем его и опять поручим исполнять свои обязанности, люди не поддержат, демонстранты не покинут улицы. Конечно, диктовать мы не могли, это не нынешние времена.

Приходилось считаться с людьми, тем более, что на улице было 30 — 40 тысяч человек. А милиция разбежалась.

— Это было именно от демократии или оттого, что просто не было сил надавить? — Это, конечно, была не демократия, а ситуация крайней рыхлости власти, точнее, ее отсутствия. Силы не было никакой. Я даже удивляюсь, насколько были порядочные люди: ведь при этом не было уголовных преступлений, грабежей, убийств, никаких других правонарушений.

— А отъезд русских начался уже позднее? — Да, позднее, я еще к этому вернусь. А тогда я собрал верховный совет вместе с бывшим премьером республики, он ингуш, сейчас сенатор Сергей Мажидович Беков (сенатор от Бурятского Агинского автономного округа — Ред.), очень порядочный и опытный человек. Мы были вынуждены, как договорились, решить только один вопрос. И избрали, если не ошибаюсь, 34 депутата, которые должны были остаться и готовить выборы нового верховного совета Чечено-Ингушетии.

Потом нашли Дудаева, который сначала не хотел встречаться. Он начал мне что-то пространно объяснять, но я его заставил умолкнуть и сказал довольно жестко, в таком плане: вы не лектор, вы военный летчик, генерал. Вы что, не знаете армию? Не знаете, что такое репрессивный аппарат? Вы действительно хотите, чтобы у вас здесь ввели военное положение? Если хотите быть руководителем, используйте закон, мы вам даем такую возможность. Если вас изберут в верховный совет и потом его председателем, никто возражать не будет. И он очень быстро смирился. Все согласились с таким планом, мы обратились к толпе, призвали их разойтись. Дудаев, правда, не хотел рядом со мной находиться — видимо, хотел сохранить возможность маневра. Но я его взял крепко за руку, поставил рядом, сказал: «Вот, Джохар тоже поклялся, что достигнутые соглашения он выполнит. Мы оставили группу депутатов работать над избирательной кампанией, а вас я прошу: не позорьте ни меня, ни себя. Наши соглашения во благо республике, я постараюсь ей помочь». Все приветствовали наши решения. Митинг стал расходиться, и я улетел в Москву. Через день Дудаев, как оказалось, отказался от этих соглашений. Через пару дней опять начались эти митинги. Группа депутатов работала над подготовкой выборов, ее никто не разогнал. Но на них стали оказывать давление, и они перешли к подготовке президентских выборов в нарушение постановления Верховного Совета РСФСР, который предписал 13 ноября избрать новый верховный совет республики. Избрание президента Чеченской республики Верховный Совет России признал недействительным на V съезде народных депутатов.

«Плацдарм для торговли оружием» — И в России, и в Чечне есть такая легенда, будто Дудаева туда сознательно внедрили какие-то злые силы.

— Есть такая легенда, и я тоже так думаю. — А кто эти злые силы? — Не могу сказать точно, потому что, честно говоря, не знаю, хотя и пытался узнать. Формально его привел Мамадаев (Яраги Мамадаев, в конце 1980-х управляющий трестом «Туркменвостокнефтестрой» — Ред.), ставший затем заместителем премьера Чечни. Есть очень серьезная версия, что Дудаева туда внедрила военная разведка. Я беседовал со многими из военной разведки, с несколькими начальниками Генерального штаба, начиная с Колесникова (генерал армии Михаил Колесников, начальник Генерального штаба в 1992 — 1996 годах — Ред.) все они клянутся и божатся, что они не причастны. Хотя сам Дудаев точно был «под колпаком». Мы ведь предпринимали действия, чтобы изъять его из республики. В частности, по согласованию с Ельциным я направил в Чечню генерала Дейнекина (генерал армии Петр Дейнекин, в 1991 году командующий военно-воздушными силами СССР, с 1992 по 1998 год — России — Ред.) предложить Дудаеву работу в министерстве обороны, любую должность. Я при Дейнекине созвонился с Ельциным, сказал, что направляю Дейнекина в Чечню, чтоб он забрал своего бывшего подчиненного, и спросил, что можно обещать Дудаеву?

Ельцин сказал: обещайте все что хотите, дадим мы ему любые звезды, только чтоб он оттуда ушел. Эти слова слышал и Дейнекин, который мне принес дудаевское личное дело. Там было подтверждение, что Дудаев сотрудничал с военной разведкой.

Скорее всего, именно поэтому он и стал генералом — они его и продвигали. Вполне возможно, он действительно им там был нужен в тот период. Там же люди неглупые, они наверняка ясно видели, к чему идет развитие событий в СССР, и готовили себе плацдарм с надежным человеком. Конечно, это версия.

Но она подтверждается тем, что в период Дудаева в Чечне садилось огромное количество самолетов с оружием, которые потом взлетали и исчезали в неизвестных направлениях.

— Плацдарм для чего? — Для торговли оружием. Вывозили оружие. Обычно пишут об оружии из Западной группы войск. Но еще миллион солдат и офицеров был выведен из Казахстана.

Даже печать не освещала вопрос: куда делось оружие из Казахстана и Центральной Азии? Куда делось оружие из Закавказья? Там, конечно, что-то было продано или захвачено воюющими сторонами — армянами и азербайджанцами. Но тогда бесконтрольная реализация оружия приобрела очень широкий размах, и я допускаю, что какие-то военные силы были в этом заинтересованы. Я не говорю, что это было официально. Но в период распада происходит атомизация. В том числе и в военных кругах. Отдельные группы начинают действовать исходя из своих интересов. И вполне возможно, что какие-то достаточно влиятельные круги смогли и сделать Дудаева президентом и оберегать его до поры до времени, извлекая, конечно, огромную пользу от его нахождения там. О том, что в определенных кругах его поддерживали, я хорошо знаю по следующему факту.

Как только в Чечне стал президентом Дудаев, я несколько раз предлагал прекратить поставки сибирской нефти на Грозненский перерабатывающий завод. В Грозном же до войны было три нефтеперерабатывающих установки общим объемом порядка 26 млн тонн в год. Собственная добыча нефти в Чечено-Ингушетии к тому периоду составляла порядка 8 — 10 млн тонн. Все три завода работали в полную мощность, когда уже V съезд признал незаконность режима Дудаева. Почему качали туда нефть, пока я не предпринял собственные меры? Мой заместитель Борис Михайлович Исаев объехал всех, кто подавал, где-то пригрозил, где-то побывал вместе с прокурором. Подача нефти была прекращена где-то в середине 1992 года.

Далее. Говорят, что Верховный Совет России обладал огромной властью, что ему подчинялись прокуратура и банки. Они мне не подчинялись, но были подотчетны.

Я приказал и Матюхину (Георгий Матюхин, председатель Центробанка России в 1991 — 1992 годах — Ред.), и потом Геращенко (Виктор Геращенко, председатель Центробанка РФ в 1992 — 1994 и в 1998 — 2002 годах — Ред.): ни копейки не давать в Чечню. И обнаруживаю: то 500 миллионов перевели, то 3 млрд перевели, то еще какие-то миллиарды. Я вызываю Матюхина и говорю: послушайте, как вам не стыдно? Есть же решение Верховного совета, запрещающее финансировать республику, пока там не установятся мир, порядок и законность. Отвечает: мне приказали.

— А в чем должно было выражаться восстановление законности? В отказе от декларации о суверенитете?

— Да кому были нужны эти декларации? Мы же предписали на съезде: провести выборы в соответствии с законом в Верховный совет республики. Проведите их в соответствии с законом, и больше ничего. Если хотите международных наблюдателей — пожалуйста, как хотите. Но если отказываются подчиняться закону, используйте другие методы — изолируйте банду, проведите спецоперацию.

Было много эпизодов, которые меня заставляли и заставляют думать, что Дудаев действовал в согласии с очень влиятельными силами в Москве: и в Кремле, и в правительстве, и в военных кругах. Они подпитывали его и давали надежду стать независимым. И еще: со второй половины 1992 года у Верховного совета усилились противоречия с правительством. И некоторые ельцинские подпевалы начали говорить Ельцину, что хорошо бы натравить Дудаева на Хасбулатова.

— Слишком влиятельный чеченец? — Ну да, а Чечено-Ингушетия — родина Хасбулатова, и если там будут беспорядки, это его ослабит. Это был нешуточный фактор. В конце концов, у нас лично с Ельциным всегда были нормальные отношения, не было вопроса, по которому мы, встретившись, не достигли бы согласия. Один раз, в феврале или марте 1992 года, мы договорились, что надо все-таки убрать Дудаева. Спецоперацию решили засекретить, создали очень узкий состав из первых заместителей глав МВД, госбезопасности и армии. Мы с Ельциным поручили им в течение 3 месяцев ликвидировать режим Дудаева, изолировав верхушку — то есть провести точечную операцию. Первый заместитель главы госбезопасности должен был докладывать ежедневно Ельцину и мне о ходе ее подготовки. Это был сравнительно молодой генерал, я как-то в него поверил, и он сам не сомневался в успехе. На исходе третьего месяца он сказал, что через неделю они решат проблему. А я долго засиживался в Верховном совете, и где-то в 11 вечера мне адъютант доложил: генерал просится на прием. А он был у меня только утром. Он приехал бледный, говорит — группа расформирована решением Ельцина, я утром вылетаю в Белград на новую работу. Наверное, какая-то информация просочилась, и на Ельцина оказали давление. Этот эпизод я рассказываю вам впервые.

— Как по-вашему, все поддерживалось в таком тлеющем состоянии, потому что был какой-то «заговор мировой закулисы»? Или потому что это приносило конкретные деньги конкретным людям?

— Я не думаю, что в данном случае был «заговор мировой закулисы». Его я рассматриваю в другом аспекте. Они просто вовремя увидели, что фактор Дудаева можно использовать против меня. Но в начале там был только денежный расчет — чистые деньги, шкурный интерес.

— Часто говорят, что события осенью 1992 года в Пригородном районе стали репетицией применения военной силы в Чечне.

— Не думаю. Конфликт там, к сожалению, зрел постепенно. Я направил туда представителем Верховного совета генерал-полковника Ермакова (Виктор Ермаков — Ред.), а президент своего человека никак не направлял. Я предлагал Ельцину Сергея Мажидовича Бекова рекомендовать президентом Ингушетии. Потом я же предложил и Аушева (Руслан Аушев, первый президент Ингушетии — Ред.), и Ельцин согласился. Правда, Аушев, когда стал президентом, сблизился с Дудаевым и начал во всех грехах меня обвинять. Хотя какие только его вопросы я не решал. Думаю, Аушев внес много серьезного негатива в развитие ситуации в Чечне: успокаивал Дудаева — дескать, ты давай воюй, а дипломатию я на себя возьму. Служил как бы тыловой базой. В Пригородном не было никакой репетиции. Наоборот, когда я в 1994 году работал во главе миротворческой группы, чтобы не допустить войны в Чечне, я ссылался на то, что даже сравнительно небольшой конфликт в Пригородном унес столько жизней. Хотя на Кавказе всегда есть связь между ситуациями, в данном случае я прямой связи не вижу.

— В Осетии часто говорят, что конфликт был в общем-то спровоцирован тем, что Верховный Совет дал ход закону о реабилитации репрессированных народов.

— Говорят. Но это не так. Не только осетины были недовольны, но и другие республики, которые получили жирные куски, когда выселили Чечено-Ингушетию.

Это было несправедливо, и это вполне очевидно. Но объективно я не был сторонником того, чтобы немедленно вернуть Пригородный Ингушетии. Да, это несправедливость, да, когда-то Орджоникидзе(Владикавказ) был столицей двух автономий. Но что поделаешь? Пока мы 13 лет находились в депортации, район фактически оказался заселенным, и часть его даже стала районом столицы. Я говорю: давайте решать эту проблему, но не перекраивая сегодняшнюю карту республики.

Этим ингуши были недовольны. А осетины были недовольны вообще принятием закона. Но что же, из-за чьих-то амбиций надо отказаться реабилитировать репрессированные народы? Закон был принят нужный и справедливый.

— То есть закон принимался, но с оговоркой о том, что немедленного решения по Пригородному не будет?

— Мы вообще не ставили вопрос о том, чтобы пересматривать границы. Речь шла о переговорах, компромиссах, о создании комиссии с участием всех сторон, чтобы нормально решать эти вопросы. Цель была дать возможность ингушам вернуться в Пригородный район, а не присоединить его к Ингушетии. И мы бы этой цели достигли, если бы не экстремисты с той и с другой стороны.

Категорически не согласен с подходом, который и сейчас распространен: закон нельзя было принимать потому, что это теперь территория другой республики.

С другой стороны, это вовсе не означало, что надо брать автомат в руки и идти что-то захватывать. Человек тем и отличается от животного, что может сесть, вести переговоры, добиваться согласия. Мы бы нашли там общий язык, но резню ведь тоже организовали. С обеих сторон нашлись провокаторы. Представитель президента России отправился туда, когда уже наступила острая фаза, было уже поздно. Вообще-то это очень тяжелая тема для воспоминаний. Я собрал президиум Верховного Совета, пригласил на него министра обороны, министра внутренних дел, генерального прокурора, приказал им немедленно отправиться в район конфликта и прекратить столкновения, пригрозил основательно.

— Как вы считаете, сейчас, через 17 лет, Ингушетия состоялась? Или возможно воссоздание Чечено-Ингушетии?

— К моему удивлению, не состоялась. Хотя мне казалось, что должна была состояться. Там не было войны, наоборот, на фоне чеченских войн были очень благоприятные условия. Народ, наверное, не созрел для самостоятельной республики.

Мне непонятно: Ингушетия — это как один район подмосковный, там столько войск и спецслужб, каждый аул на учете — и как там могут действовать какие-то бандгруппы? Что там за секреты такие?

— Нужно воссоединение? — Нет, не надо. Чеченцы, например, не хотят. Чеченцы говорят — пусть они лучше объединяются с Осетией, заодно решили бы проблему Пригородного района.

Мне кажется, что было бы логично. По-моему, они нашли бы общий язык. — Вы Евкурова знаете? — Лично не знаю, но думаю, что парень здорово влип. Он хороший, честный парень по всем признакам. Дай бог ему здоровья, я очень переживал, когда его так подло ранили (22 июня 2009 года было совершено покушение на Юнус-Бека Евкурова — Ред.) В общем, пока что республика не состоялась, но надеюсь, что пока еще не все потеряно.

Время новостей: N°237, 23 декабря 2009
22
Гухо
17.09.2017 10:26
«Родина одна, ею не торгуют».

Б. Богатырев

Анализируя книги Бембулата Богатырева, его самоотверженное участие в жизненно-важных для народа событиях, а также наше отношение к этой выдающейся личности, кажется, что его роль в деле создания республики и одновременно сохранения ингушского этноса будет оценена историками и самим народом в полной мере только через многие десятилетия.

Можно только догадываться о том, какая участь ожидала Ингушетию, если она продолжала бы оставаться, как говорит Б. Богатырев, аграрным придатком Чечни и Осетии. Ингушский народ был бы рассеян и ассимилирован в среде более успешных и многочисленных народов.

Создание республики и реабилитация народа явились, в первую очередь, теми самыми мерами, которые были призваны сохранить ингушей как этнос, позволить ему развиваться, а не деградировать.

Об этом Бембулат Богатырев говорил в своем историческом выступлении на Съезде народных депутатов РФ, впервые, с высокой государственной трибуны отстаивая интересы своего многострадального народа.

…Под сводами зала, пред лицом почти трех тысяч человек, в том числе 1067 народных избранников страны – Народных депутатов России, 570 депутатов СССР, сотен журналистов из разных стран мира с трибуны съезда звучит уверенный голос депутата Бембулата Богатырева, полного непреклонной решимости добиться претворения в жизнь воли народа. Он требует «восстановить ингушскую честь, государственность народа, вернуть ему то, что принадлежало и принадлежит исторически», «восстановить права как ингушей, так и других репрессированных народов, дать свободу репрессированным народам, уничтожить резервации, созданные Сталиным и его окружением на территории Советского Союза. Без этого, — заявляет он,- мы не сможем создать правовое и демократическое государство».
Вайнахский разум в лице Б. Богатырева, некоторых чеченцев и акинцев, впервые допущенный в парламент страны и к разработке законов, разум, вечно искавший в мире справедливости для себя и других, явил это достижение демократии и права – Закон «О реабилитации репрессированных народов». Не случайно он был назван Законом Века, главным Законом ХХ века, Законом надежды…Кроме постоянного противодействия тех, кто не желал реабилитации репрессированных народов, проблема усложнялась событиями в Чечне во главе с Дудаевым и противодействием Хасбулатова в парламенте России. -----Хасбулатов постоянно твердил Ельцину, что ингуши не народ, а всего лишь чеченский тейп или тукхум (род, субэтническая единица). Потому нет оснований и смысла образовывать Ингушскую Республику. Ельцин же говорил, что если вы тейп чеченцев, то при образовании республики вы поступите как чеченцы и тоже объявите о независимости. При этом Ельцин говорил, что Хасбулатов чуть ли не каждый день ему жужжал в уши, что ингуши не народ, а чеченский тейп. И какой же довод привел Бембулат Берсович Ельцину? Он процитировал ему высказывание безжалостного повелителя Кавказа Ермолова, который говорил: «Ингуши добрый, отзывчивый и гостеприимный народ, занимается скотоводством и хлебопашеством. В то же время он является наихрабрейшим и наимужественнейшим народом Кавказа. И он совершенно предан Российской короне…
Мнение, что ингуши не народ, а чеченский тейп, и что они последуют примеру Чечни и Дудаева, явно угрожало созданию Ингушской Республики. Но аргумент Богатырева с приведением высказывания генерала Ермолова от 27 января 1827 года опрокинул эту угрозу как карточный домик. Более того, Бембулат Берсович сумел использовать ситуацию в свою пользу. Он убедил Ельцина в том, что нужно принять закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ», пока они, отчаявшись, сами не провозгласили республику, по примеру Чечни.
23
Саид
17.09.2017 17:35
И где Хасбулатов против закона??? И Еще задайте простой вопрос экстремистам которые подставили ингушей( Богатырев и же). Какова роль Хасбулатова в принятии пресловутого закона и возможно было бы принять его если Хасбулатов был бы против.
24
Саид
17.09.2017 18:00
1))))) Так, Хасбулатов противодействовал принятию закона или созданию республики??? 2) В понимании любого чеченца, ингуши и есть тейп, и то что вам надо обьедениться с осетией не он первый сказал, многие ингуши мечтают об этом.Чеченцы вас с миром отпустили, есть примеры кругом на кавказе что так не принято (ногайцы, лезгины и куча других народов вам в пример). 3) И в том прав Хасбулатов что чеченцы не хотят создавать единую республику с ингушами. ( по крайней мере пока вы не перебеситесь). 4) РИ не имеет долгосрочных перспектив и в этом он прав.
25
Гухо
18.09.2017 08:24
Вайнахский разум в лице Б. Богатырева, некоторых чеченцев и акинцев, впервые допущенный в парламент страны и к разработке законов, разум, вечно искавший в мире справедливости для себя и других, явил это достижение демократии и права – Закон «О реабилитации репрессированных народов». Не случайно он был назван Законом Века, главным Законом ХХ века, Законом надежды…Кроме постоянного противодействия тех, кто не желал реабилитации репрессированных народов, проблема усложнялась событиями в Чечне во главе с Дудаевым и противодействием Хасбулатова в парламенте России. -----Хасбулатов постоянно твердил Ельцину, что ингуши не народ, а всего лишь чеченский тейп или тукхум (род, субэтническая единица). Потому нет оснований и смысла образовывать Ингушскую Республику. Ельцин же говорил, что если вы тейп чеченцев, то при образовании республики вы поступите как чеченцы и тоже объявите о независимости. При этом Ельцин говорил, что Хасбулатов чуть ли не каждый день ему жужжал в уши, что ингуши не народ, а чеченский тейп…
РАЗВЕ НЕДОСТАТОЧНО ЭТИХ СТРОК ДЛЯ ПРОЯСНЕНИЯ ПОЗИЦИИ ХАСБУЛАТОВА ГДЕ ОН ЧЕТКО И ЯСНО СКАЗАНО;-«Хасбулатов постоянно твердил Ельцину, что ингуши не народ, а всего лишь чеченский тейп или тукхум (род, субэтническая единица). Потому нет оснований и смысла образовывать Ингушскую Республику»..., и это при таких исторических фактах когда история упоминает этнос КАЛКАНЦЫ(ГIАЛГIА) в VIII-IX веках с религиозным центром на горе МАЬТ ЛОАМ, а про чеченцев произошедшее от (Чечен-аул), ингушей(Ангушт), нохчи(от горы НАХЧИ-ЛАМ) таких названий этносов вообще не существовало, хотя капнув мы выявляем что и нохчи, и мялхи, и орстхой-суть потомки КАЛКАНЦЕВ, т.е. чтобы мы не выдумывали, и сколько бы лет мы себе не присваивали одного факта что мы единый этнос не придавить… В своем интервью он(Р.И.) говорит;-Дудаев начал наступление на чеченскую интеллигенцию, отторг Ингушетию, никого не спрашивая. Осенью 1991 года была якобы издана конституция Чеченской республики, в которой уже не было Ингушетии. Ингуши остались без правительства, без органов власти, без всего. После чего Верховный Совет уже был вынужден поддержать изменения в конституции России и признал необходимость создания Ингушской республики(при активном противодействии Хасбулатова). Мошенник Дудаев фактически выкинул ингушей из состава республики… О БОЖИЙ промысел!!! Никто не знает что произойдёт завтра, мы можем предпологать, но ни более.Не знаю чем и кем руководствовался Дудаев, но все должны признать- этот шаг Дудаева, и создание Ингушской Республики ставшей островком без войны, спасло впоследствии много жизней простым людям-как ингушам так и чеченцам.Осуждать и тянуть одеяло мы все мастера, а вот разобраться, взвесить без пены-вот к чему надо стремиться, тем более мы одна разделенная нация, и чтобы не набухать по мелким поводам надо определиться с единым этнонимом, и стать НАКОНЕЦ НАЦИЕЙ- АВТОХТОНОМ КАВКАЗА. Даала БАРТ болб вей.
26
Адам
18.09.2017 09:09
Хасбулатов считает себя потомком князей Чечни, и считает что князья создали Чечню,( книга Чужие). Разумеется это ложь, князья принесли больше горя и путаницы.
Разумеется история народа халха / г1алг1а,/калка, намного древнее и это есть самоназвание древнейших родственных народов. Чеченские историки говорят об этом народе только ищут связи через другое слово «нах», связывая его с «Нохчи». По сути говорим об одном народе.
Но такие версии истории только запутывают историю, и данную путаницу усиленно поддерживают извне.
— Читайте и сравнивайте
Возможно вы увидите и корни аланства связанные с тюрками и калканцами

Г1ал/ hal — ам, Гал-ам, озеро/ам/ Галам, Галан… ( Галанчоажское озеро?)

Подобное озеро связанное с древним названием существует по местам связанных с предками ингушей хурритов.

Шестая вершина в древних Уральских горах Калкан-тау, озеро Калкан (башк.; ал; ан — щит (круглой формы) — за круглость озера)
..«Язык имэнцев (гапло J2) хурритский – принесён родителями имэнцев (гапло J) Волго-Уральской прародины..»

Галанчожское озеро (чеч. ГIалайнчIожан-Іам) находится в горной Чечне, на северных отрогах Скалистого хребтом Юкерлаш, в верховьях, в верховьях бассейна реки Гехи. Расположено на правом склоне долины реки Осу-хи, примерно в 22,5 км южнее с. Шалажи (Урус-Мартановский район) и в 20 км юго-западнее с. Харсеной (Шатойский район), на высоте 100 метров над уровнем реки и 1533 метров над уровнем моря.

Другая версия, автор которой известный чеченский писатель Халид Ошаев, утверждает, что название Галанчож означает «ущелье галаев». Вероятно, это отсылает нас к Галу (перс.) — волу, культ которого бытовал в Персии, либо к Гелиосу (греч.) — богу солнца.
27
Саид
18.09.2017 09:53
Чуож- брюхо. ( и сегодня, чуож тоха воло-пригласить покушать). Г1ала-Г1аланаш крепости во множественном числе. Галанчож- подбрюшье крепости. Все просто, и не надо ходить к хурритам и в уральские горы.
28
Гухо
18.09.2017 11:01
Чоаж(инг.яз.)-низ живота(подбрюшье), а выражение «Чуож тоха воло»- буквально означает запустить перестальтику( переносно-покушать).Но в нахском языке есть фонетически близкое слово ЧIОАЖ«Ущелье»- вероятно Адам имел именно это значение в топониме ГаланчIоаж«ущелье Гала(ев)й.Ведь тейп Галай выходцы из этих мест и, это их историческая родина.А попытки Адама связать Урал с Кавказом:-» Шестая вершина в древних Уральских горах Калкан-тау, озеро Калкан (башк.; ал; ан — щит (круглой формы) — за круглость озера)"- имеет обнадёживающую, смысловую языковая параллель, и сближается к словослогу АЛХ в слове МАЛХ«Солнце» где МА//МЕ«суть», а АЛХ«диск» т.е. МАЛХ«СОЛНЦЕ»(диск сути-диск всего сущего на земле и в космосе), без сомнения башк. АЛ-щит(круглой формы) имеет право быть сближенным с вейнахским АЛХ«диск». И далее, ведь известно, что одним из древних экзоэтнонимом вейнахов был КАЛКАНЦЫ на приемственность которого в равной мере имеют право все вейнахские этносы. Вот и делайте выводы.
.
29
Ильяс
03.09.2017 23:36
Воу-воу! Угомонитесь, братья! Не ссортесь! Мы должны держаться друг за друга и быть как пальцы на одной руке. Что же это такое?! Стыдно, очень стыдно. Имам Шамиль воевал 25 лет против России. Об этом даже в британских журналах писали: что такая держава как Россия несёт большие потери солдат на Кавказе. Как не воевали? Конечно воевали. И против нас высылали огромные войска. Почитайте доклады генералов того времени на Кавказе, — несли колоссальные потери. И мы несли, мы тоже смертные. И нас убивали. Убивали подло, без разбора. Эта не были партизанские набеги. Автор выше, что ты несешь. ВАЛЛАХИ я люблю своих братьев-мусульман из Дагестана, Ингушетии и Чечни (я сам чеченец), и мне обидно, как вы тут базлаете и поливает друг друга непонятно чем. Ингуши приняли Ислам раньше Чеченцев, мне это с детства говорили. Это фольклор, братья, чью правду и мудрость ты постигаешь только с годами.
Уважайте друг друга! Лучше давайте над собой поработаем! Мы утопаем в таком смраде и несправедливости, что нам не до мелких нюансов истории. Наши предки оставили о себе славную молву. Такую, что их отвага, мужество и духовность преподаются в школах многих исламских стран.
Оставайтесь с миром! АсСаламу алейкум
30
Саид
04.09.2017 12:02
Ильяс, не ври в наглую. Лучше в открытую ссорится и вести какой никакой диалог с осетином. чем с тобой ингушом в маске.
31
07.09.2017 19:58
Народам нужны легенды… нужны героические сказки и мифические герои! покойный Айдамиров придумал легенду о Байсангуре в своем художественном произведении… до поры до времени это никого особо не интересовало. Но пришло время и в 90-х годах на волне «Свободной Ичкерии» эта сказка выстрелила и стала хитом у чеченских бардов! И люди действительно стали верить что это правда.
Ложь повторенная многократно… в конце концов подминает под себя правду!
предлагаю вообще присвоить книге Абузара Айдамирова «Долгие ночи» статус Чеченской истории.
32
Аббас
14.09.2017 15:27
Согласен с Ильясом. Стыдно за братьев, с пеной во рту, взахлёб унижающих друг друга. Якобы, вы историки, образованные… Горе детям, молодым, у которых такие старшие «историки». Единственное мнение о шамилевском наибе, основанное на исторических исследованиях, ссылках и реальных событиях, к которому возникает доверие и уважение — это публикация известного историка Патимат Тахнаевой. Всё остальное легенды и домыслы.
33
дядя
14.09.2017 16:41
Аббас, у Патимата легенда еще та, последние «батали» под «историческими исследованиями» Патимат внедавном выпуске «Черновик»… Она ни на что точно не ответила. Не волновайтесь))) правда о нем (документальная а не изыскательная) обязательно появится.
Введите код
Защита от спама
Загрузка...